Ветхий Завет
Новый Завет
История Церкви
Библиотека
Карты
Ссылки
Поиск

Ориген (185-254 н.э.)

...Ориген жизнью своей живет по христиански,
по возрениям же своим на содеянное
и Божественное эллинствует...
Порфирий

Ориген родился в 185 году нашей эры в Александрии в состоятельной христианской семье, что впрочем не помешало ему получить распространенное языческое имя ("рожденный Оросом").

После мученической смерти своего отца Леонида во времена гонений Севера Ориген в возрасте 17 лет оказался главным кормильцем семьи состоявшей из матери и 6 младших братьев и оставшейся без всяких средств к существованию, так как отцовское имущество было отобрано в государственную казну. Ориген начал зарабатывать на жизнь преподаванием грамматики и риторики, а уже через год (в 203 году) александрийский епископ Деметрий назначил его главой катехизической школы.

Ориген руководил школой вплоть до 232 года с небольшими перерывами. При нем в школе началось преподавание не только богословских, но и светских предметов - геометрии, арифметики, грамматики, риторики, систем различных философов и их толкований, а слушателями школы могли быть не только христиане, но и любые желающие вне зависимости от своего вероисповедания. Фактически, благодаря Оригену в начале третьего века нашей эры в Александрии возник первый христианский университет. Его ум, терпимость, эрудированность и прекрасное классическое образование сделали его посредником в столь необходимом к концу второго века диалоге христианской и эллинистической культур.

Впервые его деятельность была прервана в 215 году - после выхода эдикта о новых гонениях на христиан императора Каракаллы он бежал в Палестину. Его близкие друзья, епископы Иерусалима и Кесарии Палестинской, помогли организовать чтение лекций в церквах Палестины на протяжении всего времени этой вынужденной "ссылки". Это вызвало недовольство епископа Деметрия, считавшего что мирянин не имеет право преподавать в церкви, и по прекращению волны гонений он вызвал Оригена обратно в Александрию.

Спустя 15 лет Ориген вновь посетил своих друзей в Кесарии, где был рукоположен в пресвитера. Когда об этом стало известно епископу Деметрию тот, обидевшись, не только отстранил Оригена от руководства школой, но и отлучил от Церкви под предлогом того, что скопец не имеет права быть священником. Тем самым Деметрий подарил Кесарии новую богословскую школу, которая вскоре затмила своей известностью Александрийскую. Пользуясь поддержкой своих палестинских друзей Ориген перебрался в Кесарию, где и продолжил активную деятельность. Собранной им библиотекой впоследствии пользовался Евсевий Кесарийский, при написании своей "Церковной истории".

В 232 году, после смерти Деметрия, Ориген пытался примириться с Александрийской кафедрой но эта попытка оказалась неудачной и остаток своей жизни вплоть до мученической смерти в 254 году Ориген прожил в Кесарии.

Жизнь Ориген вел крайне аскетичную - ходил босой, спал мало и всегда на голой земле, избегал употребления вина, а также каких-либо лакомств и даже оскопил себя, дабы отмести возникавшие вокруг него слухи о причинах его проповедей среди женщин.

Родившись в Александрии, одном из крупнейших культурных центров Римской империи того времени, в городе, где греческая философия и иудаизм на протяжении веков соприкасались наиболее тесно Ориген оказался первым философом, предпринявшим попытку систематического объяснения христианского учения категориями эллинистической философии. Около 230 года им были изданы знаменитые четыре книги последовательного изложения христианской веры "О началах", дошедшие до нас в смягчающей латинской переработке Руфина.

Оригеновский комментарий к "Песни Песней" заложил основы христианского мистицизма. Не меньшее влияние на позднейшую богословскую мысль оказали его проповеди и схолии. В частности, каппадокийское, по сути своей греческое, богословие в немалой степени обязано своим существованием Оригену.Его аллегорические толкования и поэтические образы активно используются по сей день. Только один человек - псевдо-Дионисий Ареопагит - оказался удачливее Оригена в своих попытках объединения эллинистической и христианской мистики за всю историю Церкви.

Не менее значимыми являются его исследования как первого в истории ученого-библеиста. Его эпохальный труд "Гекзаплы" и "Октаплы", критические сводные списки ветхозаветных текстов с указаниями всех обнаруженных разночтений, предвосхитили современные методы критической библейской текстологии.

На протяжении большей части своей жизни и нескольких веков после смерти Ориген пользовался необыкновенной популярностью и авторитетом. В IV веке практически невозможно найти хотя бы одного автора, который не ссылался бы на его сочинения с уважением, а порой и благоговением.

Выросший на стыке двух культур - христианской и греческой - философ Ориген стал одним из самых известных христианских богословов - несмотря на осуждение теологических построений Оригена Церковью в 543 году он и сегодня почитается как один из величайших ее Учителей.

(с) А. Кукалев


SpyLOG Рейтинг@Mail.ru